МБДОУ детский сад № 34

г.Каменск-Шахтинский

Психолого-педагогические условия

 

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях

 

        Что такое самооценка? Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

        Известно, что ребенок не рождается на свет с определенным отношением к себе. Как и все другие особенности личности, самооценка складывается в процессе воспитания, где основная роль принадлежит семье и детскому саду.

        Наиболее оптимальный вариант развития самооценки - развитие адекватной самооценки. Также в старшем дошкольном возрасте, возможно, допустить слегка завышенную самооценку у ребенка. Чем более адекватной является самооценка, тем лучше дошкольник может себя оценивать, рассчитывать на свои возможности. Адекватная самооценка оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и поведение старшего дошкольника.

        Период старшего дошкольного возраста охарактеризован как зарождающий корни самооценки дошкольника. В этой связи особенно важно определить, какие методические подходы наиболее оптимальны и действенны, и как они будут влиять на процесс формирования самооценки у старших дошкольников.

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования также направлен на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, одной из психологических особенностей развития старшего дошкольника как личности является формирование адекватной самооценки на данном этапе взросления.

        Формирование адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста – актуальная педагогическая проблема.

        Особенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степень удовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.

На формирование самооценки влияет общение ребенка со взрослым: родителем и педагогом. Компетентность воспитателя заключается в умении педагогически правильно взаимодействовать со своими воспитанниками, уважая их личность, учитывая индивидуальные особенности каждого ребенка. Для развития личности ребенка необходима особая организация педагогического процесса.

        Поскольку самооценка ребенка активно развивается в дошкольный период и в значительной степени зависит от оценок сверстников и особенно взрослого, то можно говорить об исключительной важности влияния детских дошкольных образовательных учреждений, а в частности воспитателя, с которым ребенок проводит 8-12 часов в день. Формирование адекватной самооценки – важнейший фактор развития личности ребенка. Относительно устойчивая самооценка формируется у детей под влиянием оценки со стороны окружающих, прежде всего – ближайших взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки его результатов.

        Популярность ребенка в группе, его общая самооценка зависят в первую очередь от успеха, которого он добивается в совместной с детьми деятельности. Поэтому, если обеспечить успех в деятельности малоактивным детям, не пользующимися значительной популярностью среди детей, это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысить их самооценку, уверенность в себе.

        Важным этапом в работе по формированию адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста является совместная работа педагога и родителей.

        Создание ситуации успеха также является одним из приемов формирования адекватной самооценки дошкольников.

Даже незначительные успехи детей играют большую значимость в формировании адекватной самооценки. Задачей педагога является выявление в каждом ребенке, того за что его можно похвалить.

        К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью. Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них – быть в центре внимания взрослого. Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

        В работе с дошкольниками с заниженной самооценкой необходимо помнить, что для них очень значима оценка педагога. Эмоциональная поддержка, похвала могут частично снять неуверенность в себе и тревожность.

        Напротив, порицание и окрики усугубляют негативное состояние ребенка, приводят к уходу от деятельности. Он становится пассивным, заторможенным, перестает понимать, что от него требуют. Такого ребенка не следует торопить с ответом, надо дать ему возможность собраться с мыслями. Задача взрослых в работе с такими детьми – обеспечить успех деятельности, дать возможность ребенку поверить в свои силы.
        Как же помочь ребенку сформировать самооценку, Я-концепцию, стимулирующую его активность, поддерживающую веру в свои силы, дающую возможность достигнуть более высокой ступени в его развитии, достижениях?
        Поскольку основные факторы в их развитии — взаимодействие с окружающим и собственная деятельность ребенка, на них и следует обратить особое внимание.

Формированию положительной самооценки и Я-концепции педагог способствует и когда помогает ребенку преодолеть чувства страха, гнева, ревности; когда добивается, чтобы его воспитанники чувствовали себя ответственными за свое поведение, когда относится с уважением ко всем членам семьи ребенка.

        

        Воспитатель способствует формированию позитивной Я-концепции своих воспитанников и другим путем — помогая детям с низкой самооценкой добиться успехов в совместной, значимой для дошкольников деятельности.
        Отметим, что старший дошкольник ждет от взрослого конкретной, адекватной оценки, поддержки своих замыслов. Оценка говорит ребенку не только о правильности его действий, но и о том, что его помнят, его заметили, к нему относятся внимательно.

Немаловажно отметить, что для достижения адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста необходимо в равной степени отмечать успехи и неудачи и соответственно их оценивать. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается.


        Следует подчеркнуть, что в любом возрасте поощрение более эффективно, чем порицание. Запрещение или порицание должно заканчиваться положительным образцом действий. Важно сначала подчеркнуть успехи, а потом тактично и конструктивно указать на недостатки.

 

        В воспитании дошкольника часто мы оцениваем поступки детей. Кого-то хвалим, а кого-то ругаем. Общение педагога, его оценка влияет на ребенка: будет ли ребенок стараться или же наоборот, ребенок будет равнодушен к занятиям, другой продуктивной деятельности, захочет он придти завтра в детский сад? Уверенность в положительном отношении педагога, его доброжелательности при оценивании необходима дошкольникам. 

        Основным и важным фактором, влияющим на развитие адекватной самооценки у детей старшего дошкольного возраста выступает общение со взрослыми.

        Для достижения более адекватной самооценки необходимо знать, что доброжелательное и нежное отношение к ребенку, создание фона заботливости и внимания, обращения к нему по имени, похвала его действий, предоставление возможности проявить инициативу и поддержание ее способствуют формированию активности и адекватной самооценки.

Поддержка проявлений самостоятельности - это важное условие формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста. Появление инициативы у ребенка и элементарного планирования, стремление к получению задуманного результата являются критерием проявления самостоятельности у старших дошкольников, а вместе с этим развития адекватной самооценки.

 

        Оценка деятельности и поведения ребенка только тогда играет позитивную роль в воспитании, когда оценка результатов деятельности отделена от оценки личности ребенка. Только демонстрируя положительное отношение к ребенку, веру в его силы, взрослый формирует тем самым у него уверенность в себе и стремление к успеху; обращая его внимание на ошибки в деятельности и неправильное поведение, учит анализировать себя, контролировать и правильно уценивать свои действия.

 

        Улыбка, похвала, одобрение –  все это примеры положительного  подкрепления, они ведут к повышению  самооценки, создают позитивный образ Я. Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыбку, кивание или покачивание головой, контакт взглядом, мимикой, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместная деятельность (конструирование, рисование, лепка, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т.д. Внешние проявления внимания, привязанности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтоб они были разнообразны.

 

        Развитие адекватного уровня самооценки в процессе взаимодействия с ребенком осуществляется постоянно. Можно предлагать ребенку посильные задания и осуществляя при этом эмоциональную поддержку, похвалу и одобрение. Это в большой степени будет влиять на развитие адекватной самооценки у ребенка.

        Для повышения уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста педагогам можно предложить проведение небольших игр, упражнений и этюдов, направленных на формирование позитивного отношения ребенка к самому себе, другим людям, формирование чувства близости с другими людьми, уменьшение тревожности, снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

 

 

 

Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в разных видах деятельности

 

Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

Поддержка взрослыми положительногодоброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

Способствовать повышению уверенности в своих силах помощью поддержки сверстников и взрослых.

На этапе дошкольного детства происходит становление позиции ребенка в общении с другими. Дошкольники дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. Все эти отношения остро переживаются и несут массу разнообразных эмоций. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда он складывается удачно. У некоторых детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, наблюдается отстранённость в играх, нежелание принимать участие в делах группы.

Воспитатели формируют у детей навыки эффективного общения в деятельности. Наиболее эффективной деятельностью для развития навыков позитивного общения у детей,  является специально организованное взрослым интерактивное взаимодействие детей. Из множества видов деятельности воспитатели выбрали игровую – как ведущий вид деятельности дошкольников.

Работу строили поэтапно, для эффективного развития детского общения и удовлетворения потребности детей использовала следующие виды игр:

Сюжетно-ролевые игры, которые расширяют представления об окружающем мире, способствуют развитию речевого диалога. Во время проведения сюжетно – ролевых игр я использовала следующие приё мы: беседы, загадки, считалочки о персонажах, внесение новой игрушки, сюрпризные моменты; экскурсии по детскому саду,  на кухню к повару; наблюдение за трудом взрослых, играми и развлечениями старших детей; рассматривание иллюстрации, семейных и групповых фотографий, чтение дополнительной художественной литературы; введение современных персонажей («Смешарики»,);привлечение старших детей к совместным играм; моделирования проблемных ситуаций, ситуации, где центром внимания является каждый ребёнок, соединение 2 - 3 тем в один сюжет,

логическое завершение игры, анализ и положительную оценку при завершении игры. Игры-драматизации способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь. Драматизация русских народных сказок помогает детям примерить на себя роль героев: дети учатся различать и передавать их настроение, сопереживать им, согласовывать свои действия, развивать коммуникативные навыки. Использование игр – драматизаций помогает мне формировать у малышей опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нормами и правилами, развивать желание подражать положительным персонажам. Строительно-конструктивные развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических формах и пространственных отношениях. Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. А, решая умственную задачу в игре, ребёнок научится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам. Дидактические игры помогают детям понять социально одобряемые модели поведения, усвоить стереотипы общения, практиковаться в обращении друг к другу.

Так, на первом этапе дидактической игры «Хорошо или плохо» я объясняла и показывала на примере картинок как правильно вести в различных ситуациях, на втором этапе – предлагала детям вместе со мной проговаривать действия героев, объясняя их мотивы поведения, причинно – следственные связи. На заключительном этапе игры – предлагала детям самим объяснить мне, почему герои так поступают, дать оценку поступкам, предложить правильный выбор модели поведения или общения. Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении познавательных задач, а так же интересны и увлекательны для старших дошкольников, при этом они имеют возможность научиться видеть проблему, решать её, анализировать и сопоставлять факты, делать выводы, и добиваться результата. Игры с моделями - содержание, которых включает все необходимые условия для познавательного развития в старшем дошкольном возрасте. Игры с моделями предполагают построение моделей и воссоздание смоделированной ситуации в сюжетно-речевой игре. Они могут быть использованы как воспитателями детских садов, так и родителями.

Играя вместе с детьми, поддерживали их самостоятельность, творческое начало, приучала к бережному отношению к игрушкам, к друг к другуиграть дружно: обращаться по имени, ласково, быть внимательным к сверстникам, их просьбам, бережно относится друг к другу, предлагать посильную помощь, заботиться друг о друге, не мешать в игре, помогать в уборке игрушек.

Сотрудничество с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск эффективных путей взаимодействия, цель которых – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей полноценными участниками воспитательного процесса.

Использование разнообразных форм работы помогает родителям из зрителей и «наблюдателей» становится активными участниками образовательного и воспитательного процесса, способствует сотрудничеству детей и взрослых, признанию ребенка полноценным участником образовательных отношений.

Работы с родителями включает в себя следующие направления и формы:

• Коллективные

• Индивидуальные

• Досуговые

• Наглядно-информационные

Такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческое решение поставленной задачи, развивает инициативу, самостоятельность, ответственность за общий успех дела, создает микроклимат, в основе которого уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

По результатам моей педагогической диагностики уровня развития детей можно сделать вывод :

-дети обладают установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх;

- способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

- дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; дети владеют разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации;

- дети владеют устной речью, могут выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- дети проявляют любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам.

 

 

 

ПОДДЕРЖКА

 

ИНИЦИАТИВЫ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.



     В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

     Формирование инициативы как черты личности является важной проблемой в теории воспитании и обучения. Как одной из составных частей воспитания дошкольников необходимо рассматривать инициативность.

      Так, ФГОС дошкольного образования, поддержку инициативы детей в различных видах деятельности, определяет одним из основных принципов дошкольного образования и необходимым условием для создания социальной ситуации развития детей (Советский энциклопедический словарь).

Инициативность у детей дошкольного возраста может проявляться во всех видах

деятельности, но в общении, музыкальной деятельности, игре, экспериментировании она (инициативность) выражается более ярко. Это говорит о развитии ребёнка, о показателе детского интеллекта.

      Феномен "я сам", наиболее благоприятный, возраст от 3 до 5 лет, для проявления   инициативы детей в этом возрасте, особенно она проявляется в различных играх и физической активности, родителям важно приветствовать этот процесс и оказывать всякую поддержку детям.

Часто инициативность путают с самостоятельностью, хотя эти понятия очень и

очень близки.

     Самостоятельность одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами . Самостоятельность предусматривает

ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно, инициативно, не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в т.ч. требующих принятия нестандартных решений . (Российская педагогическая энциклопедия). То есть, самостоятельность ребенка – это осуществление какой-то деятельности, это процесс. Тогда как инициативность - свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности. Инициатива-это одно из основных компонентов развития активной личности ребёнка.

       В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования, является поддержка детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства.

Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или

присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью. Инициативный ребёнок может сам найти себе занятие, организовать игру или присоединиться к уже играющим, включиться в разговор или заняться какой-либо продуктивной деятельностью.

       Исходя из той или иной направленности активности дошкольника,

выделяют следующие сферы инициативы:

 

1) творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребёнка, где развивается воображение и образное мышление); основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление);

 

2) инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилие по преодолению «сопротивления» материала, где развивается произвольность, планирующая функция речи);

 

3) коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со

сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи);

 

4) познавательная инициатива – любознательность (включенность в

экспериментирование, элементарно познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные отношения).

 

Что нужно помнить родителям о развитии инициативы у ребёнка.

 

1.Как расписание уроков в школе, родители могут предлагать детям список ежедневных дел. Планирование-основа инициативы.

2. Хвалить и поощрять детей в проявлении детской инициативы, за необычный способ выполнения дел.

3.Ненавязчиво подсказывать ребёнку, в реализации энергии ребёнка, в нужное русло.

4. Развитие инициативности очень важно для гиперактивных детей, особенно мальчиков.

Таким образом, инициатива - это умение увидеть в ситуации шанс изменения.

Развитие инициативности у детей требует, как минимум, энергичности и активности ребенка (лень и инициатива рядом не уживаются), а также определенной смелости и рискованности, целенаправленности и саморегуляции экспериментирование, элементарную познавательно - исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно- временные, причинно - следственные отношения)



Создание условий для поддержки детской инициативы ФГОС



В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, в том числе – игре, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС предусмотрена одна из возрастных характеристик возможностей детей – 
«проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре и т.д.».
Основные виды деятельности, в которых ребенок может проявлять себя и свою инициативу, развивать себя как личность это:
игра; познавательно-исследовательская деятельность; продуктивная деятельность; коммуникативная деятельность и др. Тем самым можно отметить, что чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность, а следовательно и динамичнее развитие личности. Проявляется инициативность во всех видах деятельности, но ярче всего – в игре, в общении, экспериментировании.

Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка. Инициативу проявляет тот, кто в себя верит. Одна из основ уверенности в себе - умения, практические навыки. Для развития детской инициативности нужно:
1.Давать простые задания (снимать Страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
2. Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
3. Поддерживать инициативу

Способы поддержки детской инициативы:
- создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенка деятельности по интересам;
- выбор ребенком сотоварищей;
- обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

 
образовательная и игровая среда, должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижение новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач.
 воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы, необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.


Условия развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- формирование установок «Я могу», «Я сумею»;
- 
создание ситуации успеха для каждого ребенка: «Это очень просто, я тебе помогу»;
- 
предвосхищающая положительная оценка « Ты очень творческий ребенок, у тебя все получится!»


Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо:
1. предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы;
2. отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей;
3. не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями;
5. поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
6. для поддержки инициативы в творческой, досуговой деятельности по указанию ребенка создавать для него все необходимые условия;
7. содержать в открытом доступе различные атрибуты к развлечениям;
8. поощрять различные творческие начинания ребенка.



Деятельность воспитателя по поддержке детской инициативы.

Создать условия для реализации собственных планов и замыслов каждого ребенка.

Отмечать и публично поддерживать любые успехи детей.

Всемерно поощрять самостоятельность детей и расширять сферу.

Помогать ребенку найти способ реализации собственных поставленных целей.

Поддерживать стремление научиться делать что-то радостное ощущение возрастающей умелости.

Не критиковать результаты деятельности детей, а также их самих.

Учитывать индивидуальные особенности детей, стремиться найти подход к застенчивым, нерешительным, конфликтным воспитанникам;

Уважать и ценить каждого ребенка независимо от его достижений, достоинств и недостатков.

Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявлять любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;

Создать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям; выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.

Поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворения его

результатами.

Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой

деятельности детей.

Привлекать детей к планированию жизни группы на день, неделю, месяц. Учитывать и реализовывать их пожелания и предложения.

Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам.

 

 

Памятка для воспитателей.

 

1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.

2. Отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей.

3. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями, знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности.

5. Побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленным на ознакомление с их качествами и свойствами (вкладыши, разборные игрушки, открывание и закрывание, подбор по форме и размеру).

6. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.

7. Устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми.

8. Проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей.

9. Для поддержания инициативы в продуктивной деятельности по указанию ребенка создавать для него изображения или поделку.

10. Содержать в доступном месте все игрушки и материалы.

11. Поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.


 

Дата последнего обновления страницы 09.06.2023
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения